БЛОГ ЕКАТЕРИНЫ МОР
Как я случайно стала профессиональным художником
Вы думаете, что для того, чтобы стать профессиональным художником нужно художественное образование, уроки рисования и множество связей? Моя биография доказывает противоположное - даже самоучки могут добиться успехов в художественной сфере. Главное - это смело идти вперёд, учиться, не упускать шансы и окружать себя людьми, которые помогут тебе развиваться и искать себя.
Профессиональным художником я стала случайно. Активно рисовать начала только в 24 года. До этого больше баловалась небольшими карандашными рисунками, срисовывала понравившиеся мне мотивы с фотографий и было трудно представить, с чего же начинается профессиональное художественное творчество. Я знала, что жизнь художника дело непростое и полагаться на стабильные заработки в этой сфере не приходится. Для выставок нужны имя и связи. Да и в любом случае, нужно закончить какое-то специальное учебное заведение, иначе будет трудно пробиться в этой среде.
К тому времени я уже пару лет жила в Германии, дочери исполнилось три года и мне можно было уже серьезно задумываться о своей профессиональной деятельности.

Из России я уехала в 18 лет, в Германии нужно было сначала выучить язык и немного разобраться в новой среде. С образованием было всё непросто - для поступления в высшие учебные заведения русской школы было недостаточно, требовалась абитура. А это значило еще 3 года школы, до того как начнётся учёба. С маленьким ребёнком без какой-либо поддержки со стороны бабушек-дедушек - это непростое дело. Муж-немец трудностей не боялся, для него было ясно - возможностей в жизни много, главное пробовать себя и двигаться вперёд.
О роде будущей деятельности у меня были довольно размытые представления, но промелькнула мысль, что было бы здорово научиться рисовать. Может быть как-то удастся проявить себя в творчестве? Если в Германии так сложно для меня получить образование, то может быть я пойду другим путём? Пошла на курс, который вёл один из учеников знаменитой Дюссельдорфской Академии искусств. Мне было очень волнительно - а что, если у меня не окажется достаточно таланта? А что, если мне не удастся нарисовать нечто действительно своё? И что же это за волшебный художественный мир Германии, к которому мне удастся прикоснуться?
Я могу заниматься тем, что мне действительно нравится!
На курсе было несколько учеников. Мне выдали большой ватман, кисти и краски - рисуй как хочешь. Позже я узнала, что в немецкой художественной школе практически не обучают рисунку. Как впрочем и всему другому. Преподаватель курса, выпускник знаменитой Дюссельдорфской Академии искусств, на протяжении своей долгой художественной карьеры рисовал цветные прямоугольники и был абсолютно уверен, что именно в них заключалось его призвание. И хотя успеха и признания ему это не приносило, он окружил себя аурой истинного творца. Со скучающим видом наблюдал за попытками учеников изобразить пейзажи и букеты в вазах. В "преподавании" он четко придерживался основного правила Дюссельдорфской академической школы - пусть все рисуют что хотят и как хотят. Для меня очень долго оставалось загадкой, по каким критериям этой школой оценивается художественная ценность произведения и величина художника.

Я поняла, что обучать меня здесь не будут, и даже минимального конструктивного отзыва не получить. При этом другие ученики рьяно схватили большие кисти и начали работать. Многие из них были, очевидно, не первый раз на подобных курсах.
Я тоже взялась рисовать свою первую картину на большом ватмане. Раз уж меня здесь обучать не будут, надо хоть что-то приятное вынести с курса. Почему-то мне пришла идея красной коровы в индийском пейзаже. Моя попытка отклика преподавателя не вызвала, но я принесла свою первую большую картину домой.

-Здорово получилось!- обрадовался муж и предложил поставить мою картину на аукцион ebay, который в 2001 году набирал обороты. На этом онлайн-аукционе можно было купить и продать всё что угодно - антиквариат, сумочки, диваны, а также предметы искусства.

Ободренная таким первым признанием я согласилась и взялась за свою вторую картину "Девушка с двумя бутылками вина", которая также была выставлена на аукцион.



Внимание к моим первым работам в аукционе превзошли все ожидания. Люди бились за картину с красной коровой и она была продана за хорошую цену. То, что тогда мне казалось случайностью "Девушка с двумя бутылками вина" вывела на новый уровень понимания - людям нравится то, что я делаю. Без всяких корочек, без биографий и Академий художеств.

Я была в восторге - из белого листа и пары красок я могла создавать картины, которые нравились людям и за которые они готовы были платить деньги. Я могу заниматься тем, что мне действительно нравится!
В марте 2001 года началась моя активная работа на аукционе ebay. Я рисовала, придумывала новые сюжеты, экспериментировала, рассказывала о том, как я создаю свои картины. Это время стало для меня самой интенсивной практикой. Люди включались в мою работу, присылали мне письма, даже подкидывали идеи для новых работ. Мне много писали о том, как радуют людей мои картины. И о том, что для многих искусство раньше было каким-то сухим и непонятным, но благодаря моей работе они увидели в этом жизнь.

За это время я познакомилась с разными людьми, и со многими из них поддерживаю связь и сегодня. Именно тогда я поняла, насколько важна для творчества связь с окружающим миром. Творчество - это не про изоляцию. Творчество - про выход из неё.

Именно другие люди помогли мне развиться в художника. Они отозвались на то, что я делаю и дали обратную связь. Чего стоят все комплименты художнику, если люди не готовы делом поддержать его?
Группа поддержки росла месяц за месяцем, это давало мне энергию и понимание, что творчество действительно является чем-то важным для людей. Это понимание не было какой-то абстрактной фразой: "Искусство занимает важное место в жизни", оно было основано на живом подключении людей к теме творчества, на их эмоциях и диалоге с художником.

Много говорят о том, что настоящий художник должен быть независим от аудитории, он должен быть глух к её запросам. В моём преставлении, быть в контакте с людьми - значит быть в контакте с самим собой. Нужно всеми силами искать этот диалог.

Через полтора года после начала моей работы через аукцион времена стали меняться. Ebay наполнился дешевыми фабричными работами из Китая, там появилась масса плагиата.

Мне предстояло искать новые формы работы. Но за полтора года у меня появились очень ценные навыки - на языке творчества я научилась общаться с другими людьми. Я поняла, что очень многому можно учиться самому и что многие барьеры существуют только у нас в голове. Наша задача - распознать эти барьеры, поверить в свой творческий потенциал, просто позволить себе расти и развиваться.


Я начала знакомиться со сложным миром галерей, выставок, художественных проектов. В короткие сроки я сделала первые выставки и художественные проекты. Набивая массу шишек, сталкиваясь с обманом и жестокостью этого художественного мира, мне все-таки удалось в течении многих лет работать, развиваться и добиваться успеха.

Художественная сфера овеяна многими мифами и если вы хотите в ней достичь успеха, то нужно просто верить в свой творческий потенциал и действовать. Когда эти мифы начнут рассеиваться, появится ясность того, что можно и нужно делать. Смело выражайте себя в творчестве и рассказывайте вашу историю на художественном языке. Главное - это развитие и движение!